Метод кнута и пряника отправлен в музей

Многие российские менеджеры по-старинке считают, что кнут и пряник до сих пор остаются действенными методами.

Но современный мир уже давно отошел от этих древних методов управления. Метод кнута и пряника практиковался с глубокой древности и до какого-то времени приносил плоды, но в первой четверти двадцатого века западные управленцы поняли, что только кнут или пряник становятся неэффективными. К тому времени уровень жизни рабочего класса вырос, и заставить его трудиться эффективнее, используя только материальные стимулы, стало невозможно. Такой подход пока еще может оправдывать себя на предприятиях, где от сотрудников требуются в основном усилия механического характера, не требующие креативности.

К сожалению, многие российские управленцы сохранили худшие черты своих советских коллег, не могут выработать мышление нового типа, и предпочитают действовать согласно старым шаблонам. До сих пор распространенной остается точка зрения, что подчиненных нужно держать в строгости, дабы те не сильно расслаблялись на работе. Вся метода управления заключается в том, что начальник может выдать премию за достижение, либо оштрафовать за промашку в работе.

А вот, по мнению специалистов из Соединенных Штатов, мотивировать сотрудников, в деятельности которых значительную роль играет творческий элемент, с помощью кнута и пряника крайне примитивно, потому как данная метода имеет в основе внешние стимулы, рассчитанные на принуждение сотрудника.
Творческие процессы не зависят от внешних стимулов – по крайней мере, в большинстве случаев. Методы кнута и пряника лишь замедляют прогресс работника и никак не сказываются на степени его производительности. Руководитель же часто не в силах изменить устаревший подход и часто применяет наказание и поощрение в некой очередности, которая слабо зависит от успехов или неуспехов работника.

В других случаях работник настолько свыкается с системой внешней мотивации, что его подход к делу приобретает упрощенный, формалистический характер. У работника возникает установка: «Я должен достичь эту цель, и тогда я получу вот это». Из-за этого работник теряет способность видеть процесс целиком, а концентрируется на своем узком участке, что, конечно, не идет на благо компании.